Монастыри России.

Монастыри России.

За всю тысячелетнюю историю в этом небольшом городе насчитывалось 15 монастырей. Теперь их пять, из них три действующие: Покровский, Александровский и Ризположенский.

Покровский монастырь был основан суздальско-нижегородским князем Андреем Константиновичем в 1364 году, согласно местному преданию, по обету, который он дал Богу во время страшной бури, когда он чуть не утонул, путешествия по Волге. В первые полтора века существования обители все её постройки были деревянные, от них ничего не сохранилось. Каменное строительство здесь начинается в начале 16 века, когда монастырь быстро растёт и богатеет.

Причиной этого, сосланная и насильно постриженная в монахини первая жена великого московского князя Васи́лияIII, Соломония Юрьевна Сабурова, обвинённая в «неплодии». Василий вскоре женился на Елене Глинской, которая через четыре года подарила России наследника – будущего Ивана Грозного. Существует легенда, что Соломония Сабурова, уже находясь в монастыре, родила сына, царевича Георгия, боясь за его безопасность, имитировала его смерть и похороны, отдав младенца за пределы обители на воспитание. Народная молва связала эту легенду со сказаниями о разбойнике Кудеяре, в котором все признавали брата Ивана Грозного.

монастырь.jpg

Сабурова, под именем монахини Софии, попавшей в монастырь после 20 лет брака, через 17 лет похоронена в усыпальнице Покровского собора. В 1995 году ей было суждено стать новой суздальской святой. Мощи святой Софии были перенесены в новую раку, установленную в Покровском соборе.

Ещё одна женская судьба связана с монастырём. Евдокия Фёдоровна Лопухина, первая жена Петра Великого, ставшая последней великой княгиней, сосланной в покровский монастырь. Попав сюда 25 лет от роду, она провела здесь почти два десятилетия под именем старицы Елены.

В 1764 году по указу Екатерины II о секуляризации Покровский монастырь лишился своих земельных владений, но продолжал быть в числе хорошо обеспечиваемых женских обителей. В 19 веке в монастыре славились белошвейные и золотошвейные мастерские, которые даже работали на заказ. В 1922 году обитель была упразднена, начался тяжелейший этап в её истории. Много лет на территории монастыря находилась биохимическая лаборатория, затем здесь был просто один из жилых районов города.

В 50-х годах благодаря самоотверженному труду реставраторов начинается спасение и сохранение памятников архитектуры. В 70-х годах после выселения жителей здесь построен гостиничный комплекс, стилизованный под старину. С 1992 года здесь действующая женская обитель. Инокини и послушницы возрождают монашескую жизнь. Они за короткий срок привели в порядок храмы, возобновили богослужение, организовали библиотеку, открыли воскресную школу, учатся писать иконы, вышивают церковные облачения. В монастыре ухоженные дорожки, много цветов. Работает музей. Здесь как-то радостно и спокойно, отдыхаешь душой и чувствуешь благодать. 


Возврат к списку